Проектирование профилактических
программ для подростков и молодежи
При проектировании
психолого-педагогических профилактических программ необходимо учитывать ряд
существенных моментов.
1. В подростковом и юношеском возрасте начинает складываться
ценностно-смысловая мировоззренческая картина, формируются идеалы,
представления о самом себе, определяющие во многом смысл совокупности
деятельностей, в которые входит, и которые начинает самостоятельно строить
молодой человек. Поэтому первая принципиальная позиция заключается в
согласовании целевых ориентиров образовательных процессов. Педагог удерживает
культурную норму (например, ценности культуры здоровья), которая еще не стала
нормой для подростка или юноши. Более того, в тех случаях, когда у подростка
сформирована норма, отличная от той, которую удерживает педагог, то базовым
образовательным процессом будет являться соорганизация данных норм, в ходе
которой будет происходить развитие подростковой – частной - нормы до культурной.
Этот образовательный процесс, результатом которого могут стать
ценностно-смысловые ориентиры подростка/юноши, будет принципиально влиять на
организацию всех образовательных программ. Появление у подростка/юноши
собственных и осмысленных (не поверхностно-наносных) культурных смыслов и норм
является основой для роста его
уверенности в себе и своем предназначении.
2. Вторым принципиальным моментом является понимание педагогом
подростковой и юношеской активности и владение способами работы с ней. Активность,
не находящая адекватной формы, проявляется в агрессивности, противопоставлении
мира подростков миру взрослых, негативизме и, как следствии, уходе в
асоциальные и самодеструктивные формы поведения. Поэтому одним из центральных
моментов при проектировании образовательных программ профилактики для
специалистов является инициирование (вызывание) активности подростка/юноши,
подбор значимых для него интересных форм, в которых может разворачиваться эта
активность, и развитие способов принятия и социального и личностного
подтверждения статуса подростковой и юношеской активности. При построении
системы работ по профилактике специалисту нужно отказаться от формулы «Не делай
этого!» и перейти к формуле «Делай это как шаг к своему идеалу».
3. Третий принципиальный момент связан с тем, что подростки и молодежь
должны становиться субъектами профилактической работы. Базовым принципом в
рамках проектирования системы профилактики злоупотребления ПАВ является формирование такой подростковой
и молодежной среды, в которой молодые люди сами становятся активными субъектами
профилактики. Мониторинги употребления психоактивных веществ в подростковой и
молодежной среде показывают, что у подростков и молодежи выделяются три
позиции: первая позиция – имеют позитивное отношение к употреблению ПАВ; вторая
позиция – «неопределившиеся», не имеют собственной четкой позиции по отношению
к ПАВ; третья позиция – активные противники употребления ПАВ. В этом смысле,
стратегической линией является культивирование и наращивание числа подростков и
молодых людей, имеющих активную негативную позицию по отношению к употреблению ПАВ. При этом важно не только
формировать негативное отношение, но и обеспечить способы социальной
активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения употребления ПАВ к
активным действиям в подростковой и молодежной среде.
Понятие субъектности (подростки и молодежь как субъект профилактики
злоупотребления ПАВ) предполагает наличие
деятельности, активности, инициативы, которые разворачивают подростки и
молодые люди. Эта деятельность может иметь разные целевые ориентиры (от
организации молодежного досуга до
молодежного ОМОНа и т.д.), которые определяются конкретными региональными
условиями. При этом важно отметить, что формирование субъектной
(деятельностной) позиции принципиально отличается от подхода, формирующего частные паттерны поведения
(отдельные умения действовать) в тех или иных ситуациях. Основной акцент
состоит в том, что молодежь, становясь субъектом, сама начинает формировать
ситуации и организовывать свое жизненное пространство.
Реализация этой установки связана со следующим.
Во-первых, предоставление молодым людям возможности удовлетворять свои
потребности в социально приемлемой форме и этим влиять на отношения, в том
числе и к наркотикам.
Во-вторых, помочь подросткам сформировать свою собственную систему
ценностных ориентиров и принять для себя личностное решение о том, как они
будут реализованы. Дать им возможность оценить
все стороны жизни, так или иначе связанные с проблемой наркомании.
В-третьих, освоить способы помощи и поддержки своих друзей, которые в
ней нуждаются.
В-четвертых, создать такую систему совместной деятельности подростков и
взрослых, которая позволяла бы достигать социально позитивные и личностно
значимые для подростка результаты, на основе которых растет его самоуважение к
себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий