Регулирование конфликтов
Агрессивность,
нерешительность, гнев, непримиримость... Конфликты настолько привычная, неотъемлемая часть наших
взаимоотношений с окружающими, что обычно мы их не анализируем, не обдумываем,
не изучаем.
Вместе с тем, современные ученики
ежедневно вступают в конфликты с самими собой, а также с одноклассниками,
родственниками, обществом. И хотя большинство людей считают конфликт
отрицательной и разрушающей силой, он может способствовать росту и познанию.
Приобретя определенные навыки регулирования конфликтов, подростки могут
научиться анализировать ситуации, возникшие в ходе их общения с другими людьми,
действовать взвешенно и осознанно и нести ответственность за свои поступки.
Регулирование конфликтов предполагает приобретение определенных навыков и
овладение стратегиями, помогающими преодолевать конфликтные ситуации. Умение
конструктивно справляться с конфликтами не только способствует укреплению
душевного здоровья учеников, но и благотворно влияет на общество в целом.
Термины «регулирование
конфликта» и «разрешение конфликта» не являются синонимами. Разрешение
конфликта - узкий термин, который включает навыки и стратегию разрешения
конфликта. Регулирование конфликта - более широкий термин. Хотя некоторые
конфликты не удастся разрешить, все конфликты несут в себе положительный
потенциал. К примеру, два подростка в конфликтной ситуации могут не найти
решения конфликта, но есть большая вероятность того, что их отношения
качественно изменятся.
Задача психолога помочь ученикам:
- научиться критически анализировать свои возможности и
перспективы в различных областях;
- приобрести полезные навыки регулирования конфликтов;
- осознать значимость общения;
- научиться общению, которое позволит «погасить» конфликт.
Главное, чтобы подросток для себя решил, что ему нужно конструктивно
преодолеть конфликт и видеть в конфликте важный стимул к росту и переменам.
В тренинговой работе с учащимися педагог-психолог выбирает
комплекс упражнений, заданий:
1. Задания и упражнения носят практический характер. Обычно
ученикам предоставляется возможность критически проанализировать свои суждения
и перспективы по тем или иным вопросам. Упор делается на понимание и
приобретение конкретных полезных навыков, которые должны помочь ученикам
справиться со своими собственными конфликтами.
2. Задания и упражнения позволяют ученикам проверить
полученные знания на практике. Изучения фактов часто недостаточно для истинного
понимания. Например, многие знают, что такое дискриминация, и все же проявляют
дискриминацию по отношению к кому-либо. Поэтому упражнения ставят перед собой
задачу дать подросткам возможность осознать, что испытывает и чувствует объект
дискриминации. Это делается для того, чтобы впоследствии ученики не прибегали к
дискриминации или хотя бы яснее представляли себе, что это такое.
3. Задания стимулируют обсуждение и дискуссию. Поскольку
задания стимулируют обсуждение, споры, дискуссии, когда ученики обмениваются
мнениями, позициями, точками зрения, то подобный обмен является тем основанием,
на котором воздвигаются решения конфликтов. Обсуждения и обмен мнениями
позволяют ученикам не только сблизиться, но и еще лучше узнать друг друга.
Упражнения и последующие дискуссии побуждают подростков открыто выражать свое
мнение. Кроме того, они видят, что не соглашаться с кем-либо вполне
естественно.
4. Упражнения сочетают развлекательность и познавательность.
Многие задания и упражнения представляются в форме игры.
Однако при всей своей развлекательности каждое упражнение преследует
определенные цели. Недостаточно просто теоретически обосновать концепцию,
например, дискриминации или предрассудков. Благодаря использованию игры в
качестве средства обучения ученики получают благоприятную среду для проверки на
опыте этих концепций. Кроме того, поскольку большая часть информации подается в
форме игры, учеба становится более радостной и привлекательной, ученики
стремятся больше узнать о конфликтах. Игра возбуждает их любопытство и создает
атмосферу, в которой обучение становится и эффективным, и увлекательным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий