понедельник, 23 декабря 2019 г.

Регулирование конфликтов


Регулирование конфликтов

Агрессивность, нерешительность, гнев, непримиримость... Конфликты  настолько привычная, неотъемлемая часть наших взаимоотношений с окружающими, что обычно мы их не анализируем, не обдумываем, не изучаем.
Вместе с тем, современные ученики ежедневно вступают в конфликты с самими собой, а также с одноклассниками, родственниками, обществом. И хотя большинство людей считают конфликт отрицательной и разрушающей силой, он может способствовать росту и познанию. Приобретя определенные навыки регулирования конфликтов, подростки могут научиться анализировать ситуации, возникшие в ходе их общения с другими людьми, действовать взвешенно и осознанно и нести ответственность за свои поступки. Регулирование конфликтов предполагает приобретение определенных навыков и овладение стратегиями, помогающими преодолевать конфликтные ситуации. Умение конструктивно справляться с конфликтами не только способствует укреплению душевного здоровья учеников, но и благотворно влияет на общество в целом.
Термины «регулирование конфликта» и «разрешение конфликта» не являются синонимами. Разрешение конфликта - узкий термин, который включает навыки и стратегию разрешения конфликта. Регулирование конфликта - более широкий термин. Хотя некоторые конфликты не удастся разрешить, все конфликты несут в себе положительный потенциал. К примеру, два подростка в конфликтной ситуации могут не найти решения конфликта, но есть большая вероятность того, что их отношения качественно изменятся.
Задача психолога помочь ученикам:
- научиться критически анализировать свои возможности и перспективы в различных областях;
- приобрести полезные навыки регулирования конфликтов;
- осознать значимость общения;
- научиться общению, которое позволит «погасить» конфликт.
Главное, чтобы подросток для себя решил, что ему нужно конструктивно преодолеть конфликт и видеть в конфликте важный стимул к росту и переменам.
В тренинговой работе с учащимися педагог-психолог выбирает комплекс упражнений, заданий:
1. Задания и упражнения носят практический характер. Обычно ученикам предоставляется возможность критически проанализировать свои суждения и перспективы по тем или иным вопросам. Упор делается на понимание и приобретение конкретных полезных навыков, которые должны помочь ученикам справиться со своими собственными конфликтами.
2. Задания и упражнения позволяют ученикам проверить полученные знания на практике. Изучения фактов часто недостаточно для истинного понимания. Например, многие знают, что такое дискриминация, и все же проявляют дискриминацию по отношению к кому-либо. Поэтому упражнения ставят перед собой задачу дать подросткам возможность осознать, что испытывает и чувствует объект дискриминации. Это делается для того, чтобы впоследствии ученики не прибегали к дискриминации или хотя бы яснее представляли себе, что это такое.
3. Задания стимулируют обсуждение и дискуссию. Поскольку задания стимулируют обсуждение, споры, дискуссии, когда ученики обмениваются мнениями, позициями, точками зрения, то подобный обмен является тем основанием, на котором воздвигаются решения конфликтов. Обсуждения и обмен мнениями позволяют ученикам не только сблизиться, но и еще лучше узнать друг друга. Упражнения и последующие дискуссии побуждают подростков открыто выражать свое мнение. Кроме того, они видят, что не соглашаться с кем-либо вполне естественно.
4. Упражнения сочетают развлекательность и познавательность.
Многие задания и упражнения представляются в форме игры. Однако при всей своей развлекательности каждое упражнение преследует определенные цели. Недостаточно просто теоретически обосновать концепцию, например, дискриминации или предрассудков. Благодаря использованию игры в качестве средства обучения ученики получают благоприятную среду для проверки на опыте этих концепций. Кроме того, поскольку большая часть информации подается в форме игры, учеба становится более радостной и привлекательной, ученики стремятся больше узнать о конфликтах. Игра возбуждает их любопытство и создает атмосферу, в которой обучение становится и эффективным, и увлекательным.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий